В игре «Казаки- Снова война» можно сыграть за 20 стран: Бавария, Дания, Алжир, Австрия, Англия, Франция, Нидерланды, Пьемонт, Польша, Португалия, Пруссия, Россия, Саксония, Испания, Швеция, Турция, Украина, Венеция, Швейцария, Венгрия. Каждая страна имеет свои очертания, свои особенности экономического и технологического развития, военные преимущества и недостатки, уникальные типы игровых единиц и технологий, поэтому в распоряжении игроков широкий выбор тактических и стратегических решений в войне против любого врага. Из-за этого, видимо, с момента выхода первой версии игры из раза в раз возникает логичный вопрос: какая же из наций в игре самая сильная? Первыми на этот вопрос ответили сами разработчики игры в одной из статей к версии «Казаки- Европейские войны» под ракурсом «Равновесие игры».
Дословно это выглядит так:
«Каждая нация имеет особенности экономического и технического развития и некоторые военные преимущества и недостатки. Однако между игроками должно быть равновесие, поэтому все страны имеют равные возможности. Просто найдите преимущества вашей страны и максимально используйте их - и вот она, ваша победа! Вы можете узнать об особенностях страны, играя в ознакомительную игру, проходя миссии и компании для одного игрока. Еще одна особенность игры с целью достижения равновесия между игроками - на оборону расходуется намного меньше ресурсов, чем на нападение. Поэтому небольшое превосходство в технологиях не может дать игроку несомненного преимущества над противником».
Вроде исчерпывающий ответ из чрезвычайно осведомленного первоисточника, который по сути сводится к одной краткой аксиоме- «все нации имеют равную силу, нужно просто уметь играть!!!». Другого и быть не могло, иначе весь смысл множества наций и самой игры пропал бы...
Тогда почему же не утихают вечные споры о сильных нациях в игре «Казаки»?
По моему мнению, объективная почва для этого наличие в игре нескольких номинаций (от 1000 до миллионов) и бесконечное количество вариантов разных (порой очень разных!!!) стартовых опций.
Сразу выскажу, что категорически считаю недопустимым при игре со случайным выбором наций (или при свободном выборе наций самими игроками) специально ограничивать правила: без арта, без захвата крестьян, без 18 века и т.д. и т.п..Это совершенно некорректно и на корню губит саму идею стартовой опции- «нация случайно», поскольку изначально нарушает игровой баланс. Например, при игре «Украиной» крестьяне не захватываются, нет 18 века и отсутствуют многостволки, зато стрелковый юнит- сердюк имеет очень высокую скорострельность и силу выстрела. Что то убрав из этого ряда, можно умышленно нарушить игровое равновесие в игре, что потом породит слухи о невероятной силе «Украины» (или слабости?) и вообще о невозможности ей противостоять (или о легкой победе над ней?).
Также, думаю, действуют и другие, вроде бы на первый взгляд нейтральные, стартовые опции игры. В частности, время перемирия (pt). Так, по-моему мнению, «Украина» это страна перемирия, но не большого (особенно это актуально при игре на небольших ресурсах)…Объясняется все просто- сердюк это сила, но его еще нужно как следует апгрейдить, это ресурсы и немалые, нужно время. К тому же нет собственных пикинеров для прикрытия сердюков, а конюшни довольно дорогие и на первом этапе не могут быть использованы в полном объеме. Однако у «Украины» нет 18 века с его большими возможностями (особенно с кавалерией 18 века), поэтому время перемирия не должно затянуться, иначе будет сложнее победить. Следовательно, легко представить ситуацию в игре на «1000, 0 pt» при близком расстоянии, когда «Россия» (у которой на начальном этапе развития возможна постройка до 4 казарм «влегкую») просто шапками пикинеров может забросать соперника, играющего за «Украину». Но это ничуть не умаляет силу самой «Украины».
Таким образом, лично я соглашусь с мнением разработчиков игры- «все страны равны по силе, просто надо уметь ими играть», максимально используя сильные стороны и ловко обходя недостатки.